11:21

Продолжаем записки о зарубежной литературе

Совершенное одиночество и беспрестанное созерцание природы вскоре привели меня в состояние, описать которое почти невозможно. Не имея на земле, так сказать, ни родича, ни друга, не изведав еще любви, я страдал от избытка жизненных сил. По временам лицо мое внезапно покрывалось румянцем, и я чувствовал, как из сердца моего по всему телу растекаются потоки пылающей лавы. Иногда мне случалось издавать невольные крики, а в ночи меня одинаково смущали и бдение и сны. Мне не хватало чего-то, чем, я мог бы наполнить бeздoннyю пустоту моего существования: я спускался в долину, я поднимался на гору, призывая к себе всей силой желания идеальный предмет будущей страстной любви. Я лобзал его, открывая уста свои ветру; голос его слышался мне в голосе потока. Этим воображаемым призраком становилось все -- даже звезды небесные, даже само жизненное начало Вселенной.

Франсуа Рене Шатобриан "Рене"

01:13

Уильям Вордсворт


I dropped my pen; and listened to the Wind
That sang of trees up-torn and vessels tost -
A midnight harmony; and wholly lost
To the general sense of men by chains confined
Of business, care, or pleasure, or resigned
To timely sleep. Thought I, the impassioned strain,
Which, without aid of numbers, I sustain,
Like acceptation from the World will find.
Yet some with apprehensive car shall drink
A dirge devoutly breathed o'er sorrows past:
And to the attendant promise will give heed -
The prophecy, - like that of this wild blast,
Which, while it makes the heart with sadness shrink,
Tells also of bright calms that shall succeed.

x x x

Перевод Арк. Штейнберга


Я отложил перо; мне шквальный ветер пел
О бригах гибнущих, о буреломных чащах, -
Полуночный псалом, утраченный для спящих
Невольников забот и повседневных дел.
Помыслил я тогда: вот мой земной удел -
Внимать мелодии, без меры и созвучий,
Чтоб я ответствовал на вещий зов певучий
И страстным языком природы овладел.
Немногим явственен надгробный стон такой,
Звучащий набожно над горем и тоской
Давно минувших лет; но он, как буря эта,
Порывом яростным печаля сердце мне,
О наступающей пророчит тишине,
О легкой зыби волн в сиянии рассвета.

10:04

Мой дневник опять грозится превратиться в тетрадку по зарубежке.

С грустью покинул Гейнрих отца и родной город. Он впервые понял, что значит разлука. Когда он представлял себе путешествие в мечтах, это не сопровождалось тем странным чувством, которое он испытывал теперь; впервые то, что составляло его мир, оторвалось от него, и его точно выкинуло на чужой берег. Бесконечно велика юношеская скорбь, когда впервые обнаруживается бренность того, что должно казаться неискушенной душе неразрывно связанным с самой сущностью бытия, столь же неизменным как оно. Подобно первому напоминанию о смерти, первая разлука остается навсегда памятной; после того, как она долго пугала, точно призрак в ночи, она становится, наконец, при падающей отзывчивости на событие дня, при возрастающем стремлении к твердому незыблемому миру, добрым вожатым и утешителем. Близость матери очень утешала юношу. Старый мир казался не окончательно утраченным, и он льнул к нему с удвоенной нежностью.

Новалис "Генрих фон Офтердинген"

08:49

Из экспедиции 2013 года мы привезли несколько заговоров с прямым или непрямым обращением к зорям. Очень часто - всё-таки прямым, причем персонифицированным и поименным (утренняя заря Татьяна), причем с разделением сестёр-зорь на три категории (утреннняя, вечерняя, полночная)... Яркие, сочные, поэтичные образы. И представление полностью из языческой мифологии, это почти что Эос или Аврора, но развёрнутее и антропоморфнее, с людскими именами.
Это не какая-то там далёкая розоперстая Эос, а вполне понятная милая девушка, красная девица, швея, ткущая рассветное полотно.

Где-то есть симпатичная и стройная научная картина мира, где-то чистая и светлая христианская, а там, на Кенозере - древняя, живая, с какой-то сумасшедшей контаминацией народного православия и откровенного язычества . И это есть, и люди вправду могут видеть мир так.

@темы: записки юного фольклориста

18:35

- Что бы нам сделать с комнатой, что бы нам сделать с комнатой...
- Давайте шкаф поставим в углу...вот здесь стол подвинем
- Или кровать к потолку прикрутим
- А еще можно квартиру снять!
- А когда Таня уедет на стажировку, поставим там кресла и камин. Или ноутбук с видео про камин.
- Объявление можно повесить "Меняю соседку на кресло"!

@темы: разговоры кулчедры

23:10

Под окнами парк, в парке гуляют пациенты соседней больницы. Кто-то хохочет, кто-то играет с детьми, кто-то разговаривает в кустах.
- Ты меня слышишь? Я хотел тебе рассказать. Ты меня точно слышишь? Я очень хотел тебе рассказать! Я люблю тебя. Слышишь? У нас тут такое... Ты знаешь, да? Но это не главное. Главное - я люблю тебя! Ты меня точно слышишь?

Носится по дорожке - то ли мальчик, то ли девочка, бесполый, хрупкий, лохматый, в джинсах. Без собеседника, без телефона. Один.
- Ты меня слышишь? Я люблю тебя.
Когда раздается сирена, их уводят в дом, под защиту лестничной клетки. И оттуда, под взрывы, под детский плач:
- Ты меня слышишь? Ты меня точно слышишь?
Я люблю тебя.
Я люблю тебя.
Я люблю тебя.

(c) жж neivid

19:41

Дай мне напиться железнодорожной воды. Не дай мне напиться железнодорожной воды.

Ненавижу момент, когда ты смотришь из вагонного окна, а тебе машут и машут, а потом поезд трогается, и они идут вслед. Когда идут вслед, всегда хочется плакать.

Полотняный небесный свод, совершенно похожий на знакомый отрез ткани, делает всё это очень камерным и земным. Будто в детстве, когда я смотрела спектакли на малой сцене и принимала их за действительность; а сейчас настоящее походит на ту почти_действительность. Адаптивная функция, наверное - чтобы не было грустно.

20:04

Ночью под окном грохотали поезда, мне снились имена и ощущения.
308 заговор за сегодняшний день.
Большой соблазн съездить домой на 8 марта.
Спокойно, спокойно.
Хочется обнять родителей.
Глухое, глубокое, древнее, как грохот ночных поездов, как звуки топота копыт, как тень от фонаря на стене, как голос старой женщины, в молодости считавшейся знахаркой, как первое мгновение пробуждения от глубокого сна, как выныривать на поверхность, когда почти теряешь сознание.

14:44



03:59

Еду последним пассажиром в автобусе и чувствую себя капитаном огромного корабля, который мчится на воздушной подушке через ледяную пустыню. -29, очень холодный январский вечер.
Смотрели "Франкенштейна". Вызывает эмпатию - это радует, ибо после сдачи литератур (возможно, дело в Руссо) для сопереживания героям нужно больше, чем раньше. К слову, "Франкенштейн" хорошо ложится на недавно пролистанный "Потерянный рай" (и там же цитируется). Жаль Виктора, и жаль, что Виктора там так мало, нужно всё-таки прочитать книжку.

такая темная ночь и так холодно холодно

17:07

По дороге домой ночью попадаю во что-то иллюзорное, вневременное и затягивающее.
Поезд мчится, грохоча, сквозь кромешную тьму, в вагоне зашторены окна и погашен свет. Я изнурена прошедшей неделей, поэтому быстро засыпаю тяжелым глубоким сном. Полночи снится мир, в котором пространство и время заставляют неметь и молчать из-за своей тяжести и вязкости.
Люди в том мире говорят мало, и всегда стоит ночь и зима. Сначала мне снится, будто я наконец возвращаюсь домой, и всё по-прежнему, но одна деталь кажется невероятно важной, почти мирообразующей. Окна дома выходят на покатую снежную гору, вершина горы подходит прямо к карнизу. От карниза и вниз идут следы, много-много следов. Я помню, что я живу на 5 этаже, и гора высока. И это зрелище - пустой горы в темноте, покрытой искрящим снегом, и множества следов на ней, ошеломляет.
Мне снится, что мы с Анютой выходим во двор, стоит ночь, темная, опасная, но отчего-то в доме еще страшней. Мы забираемся на другую гору, и от ее вершины начинается территория какого-то секретного завода. Забор невысок, и территория плохо охраняется: Анюта предлагает рискнуть. На территории отчаянно и быстро взвиваются языки огней нефтяных источников. Их много, и это выглядит зловеще и красиво. Мир иллюзорный, хрупкий, недружелюбный, стекольный, по-блоковски страшный. Я боюсь, что Анюта уйдёт на территорию завода, и она уходит, и я вынуждена идти вслед.
Я кричу и просыпаюсь. В вагоне очень тёмно, окна зашторены, нет ни одного человека, который не спит. Я смотрю на табло, на котором высвечивается: "Вагон № 00. Поезд следует без опозданий".

P.S. А в 8 утра я уже дома, подхожу с чашкой чая к окну и слышу, как поют птицы. -25. Саратов. Поют птицы.

04:53

Дни стекаются вместе, течение одно еле заметно переходит в течение другого - смена течений обозначается сколько-нибудь долгим сном. В городе стоит полярная ночь, ибо утро начинается поздно из-за бессонных ночей. Имбирный лимонный чай с мёдом не теряет своей прелести.

Здесь должно находиться торжественное обещание сделать себе здоровый режим сна, когда закончится сессия.

20:52



17:13

Сегодня с Таней пытались сказать первое, что придет в голову. Знаете эту игру? Первую чушь, которая пришла в голову, даже если это пятнадцать квадратных апельсинов пляшут на книжной полке.
Много зарубежки в моей голове выдало фразу "Золотистые змеи вышивают гладью узор на окнах многоэтажки".
Когда-нибудь сессия кончится.

02:14

"Векфильдский священник" Голдсмита

...мы закажем свои портреты живописцу. Итак, мы его пригласили к себе (что я мог поделать?), и теперь нам оставалось показать превосходство своего вкуса в выборе поз. В семье соседа насчитывалось семь человек, они взяли семь апельсинов - каждый по
апельсину, и так их художник и изобразил - каждого в отдельности, с апельсином в руке. Ни вкуса, ни фантазии, а уж о композиции говорить не приходится! Нам хотелось чего-нибудь позатейливее, и после долгих споров мы наконец пришли к единодушному заключению: чтобы художник написал с нас большой семейный портрет в историческом жанре. Оно и дешевле получалось, ибо тут требовалась всего одна рама и, уж конечно, было не в пример благороднее; нынче только так портреты и пишут. Мы никак не могли подобрать исторический
сюжет, который подошел бы всем, и поэтому решено было, что каждый изберет то историческое лицо, которое ему придется по душе. Так, жена захотела быть представлена Венерой, причем живописцу велели не скупиться на брильянты в корсаже и волосах. Малыши должны были изображать купидонов подле нее, в то время как я в полном своем облачении преподносил ей мои книги, написанные по поводу уистонианского диспута. Оливия была задумана как амазонка, с хлыстом в руке, среди цветов, в расшитом золотом платье для верховой езды. Софья должна была быть представлена пастушкой с таким количеством овец, какое живописец согласится изобразить за ту же цену.

Очень жаль, что нет иллюстрации к этому моменту. Хотя бы фанарта :)

Вот вместо того мисс Фламбер Овендена.



23:18

Список, чтобы ужасаться и бежать читать. Я прочла из этого что-то, но многие книги даже не открывала. Пускай висит и действует на совесть и нервы. Это к зарубежке, которая в двадцатых числах января.

Донн. Лирика +
Мильтон. Потерянный Рай. Самсон-борец
Корнель. Сид. +Гораций. Родогуна
Расин. Андромаха. Федра. Гофолия
Мольер. Скупой+. Мещанин во дворянстве+. Тартюф. Дон Жуан. Мизантроп.
Лафонтен. Басни. Сказки и новеллы.
Лафайет. Принцесса Клевская
Буало. Поэтическое искусство+
Гонгора. Лирика
Тирсо де Молина. Севильский озорник, или Каменный гость+
Кальдерон. Дама-привидение. Жизнь есть сон. Стойкий принц
де Кеведо. Лирика. История жизни пройдохи по имени дон Паблос
Опиц, Флеминг, Грифиус. Немецкая поэзия времен Тридцатилетней войны
Гриммельсгаузен. Симплициссимус
Дефо. Робинзон Крузо+
Свифт. Путешествия Гулливера+-
Филдинг. История Тома Джонса, найденыша
Голдсмит. Векфильдский священник +
Стерн. Сентиментальное путешествие
Бернс. Стихотворения
Макферсон. Песни Оссиана
Монтескье. Персидские письма
Прево. История кавалера де Грие и Манон Леско +
Мариво. Жизнь Марианны
де Лакло. Опасные связи
Вольтер. Орлеанская девственница. + Магомет. Кандид. Простодушный.
Дидро. Монахиня. +- Жак-фаталист
Руссо. Исповедь. Юлия, или Новая Элоиза +
Бомарше. Женитьба Фигаро. Севильский цирюльник
Виланд. История абдеритов
Лессинг. Эмилия Галотти. + Натан Мудрый.
Шиллер. Лирика.+ Баллады. + Разбойники. + Коварство и любовь. Дон Карлос. Вильгельм Телль.
Гёте. Лирика. + Баллады. Страдания юного Вертера. + Фауст. +

16:44

Таня (моя соседка) сегодня рассказала, как должен был выглядеть мой бложик.

"Сегодня 5 день, как я ничего не ем. У меня всё еще есть силы набирать эти строки. Соседка предложила хлеба - позавтракала, пообедала, поужинала, крошки раздала голубям - какой большой кусок хлеба попался."



01:07

Пользуюсь случаем вчерашнего юбилея БГ и пишу пост цитатами из песен, потому что писать вербализованными клише гораздо проще.

..окружила меня стеной,
протоптала во мне тропу через поле,
а над полем стоит звезда -
звезда без причины...
(традиционное)

Пабло, судя по выраженью лица,
Ты совсем недавно вышел из леса,
А судя по тому, как ты смотришь вокруг,
Ты снова хочешь туда зайти.
(эмоциональное)

И в суете - как священник, забывший с похмелья, где храм,
Ты бываешь то там, то здесь; но ты не здесь и не там.
(о людях)

Видела, как здоровенный мужчина тренирует красивую овчарку, скользила по льду, смеялась из-за снега, упавшего с ветви на наши лица, получила веселое признание от незнакомого человека, видела, как мужчина встречает из родильного дома жену и ребенка, видела, как играют дети.

23:36

Скоро домой.
Неприлично ругаться на испанском хорошо.
Неплохо иметь на читалке только Зализняка.
Смотрю на Т. и думаю, что иногда здорово бы не закрывать дедлайны, спасать мир и не иметь негативных эмоций, но печь пироги. Пыль муки, сырые яйца, хрустящие песчинки сахара... смешивать, взбивать. Продукты, продукты, может, дерево стола и ничего кроме.

02:06

Чувствую себя упоротым фольклористом. Утро началось с пастушеских заговоров, ночь заканчивается запоминанием шагов портянки.
А доклад у меня по заговорам, товарищи.
И что самое - я получаю от этого удовольствие и нечто вроде радости.