Недавно осознала, что сложно-то мне не потому, что я делаю что-то, что выбивается напрочь из системы моей семьи на много поколений. Сложно не потому, что живем вдвоем на 8 квадратных метрах. Не потому, что далеко родные. Не стало было значительно легче, появись из ниоткуда квартира.
Дело в другом. Сложно всем, что пытается стать тем, кем он себя видит. Трудно, ежедневно трудно всем, кто делает себя, кто изо всех сил пытается стать тем, кем он себя видит. Нелегко тем, кто не согласен на полумеры. Достаток, влиятельная семья, мощный ум, легкий характер не помогут значительно облегчить жизнь. В конце концов человек остается один на один со своим ежедневным трудом, с ежечасным решением не поддаваться своим слабостям, с постоянно принимаемым решением быть лучше. И чем, кажется, человек имеет больше внутреннего стартового капитала - ума ли, осознанности, таланта - тем больше с него спрос. Ответ ведь мы держим в итоге только сами перед собой.

А еще в этой жуткой гонке, когда надо держать в фокусе несколько важных вещей сразу и не сдать позиции ни в одной, когда даже чтобы просто оставаться на месте, нужно бежать, а чтобы хоть сколько-нибудь продвинуться, нужно бежать на пределе возможностей, страшновато растерять себя. Легкость, смех, беспричинную радость, умение чувствовать красоту, умение любить людей. Забавно здесь и то, что наивысшая красота бытия, конечно, дается на пределе напряжения. Когда мы были в горах, на одном из подъемов мне было довольно тяжело. Сердце бешено стучало, ноги не хотели идти, сознание путалось. Но стоило заставить себя, взять себя в руки, как в награду я получила такой прекрасный вид, какого не было за все путешествие.

Я не спрашиваю сколько у тебя денег,
Не спрашиваю сколько мужей,
Я вижу ты боишься открытых окон,
И верхних этажей,
И если завтра начнется пожар и все здание будет в огне,
Мы погибнем без этих крыльев,
Которые нравились мне.


Мудрость моего первого курса по-прежнему актуальна. Ora et labora, молись и работай. И радуйся, радуйся, мир ужасно сложный и бесконечно красивый.